ЛОДОЧНЫЙ ПОХОД ПО ВУОКСЕ. КОНЕЦ ИЮНЯ 2005 ГОДА.

Кодовое название: Ебанько на выезде

Подготовка.

В походы на Большую Вуоксу мы ездим давно. Сначала с институтской группой, потом с друзьями-приятелями и коллегами по работе. Так как идеологи и организаторы мы с Андрюхой, то приглашаем людей, приятственных нам и, соответственно, их друзей. (Друг моего друга – мой друг). С палаточками, костерком, крепкими спиртными напитками и так далее. Поэтому все отлажено до безобразия, список развлечений не меняется, думать не стоит. Но в этом году лютая весна пришла в Питер, поэтому думы о походе начались только в конце мая. Разгневанный муж стукнул кулаком по столу с криком: «НАДОЕЛО!». Мы, говорит, стареем, говорит, на бурную жизнь осталось лет пять (с чего бы это он?), надо что-то замутить. Решили, что для пеших переходов не годимся, автотранспорта, чтобы уехать в глушь, не имеем, большим количеством времени и денег не располагаем, а экстрима-то хочется… Лодочный поход нам в самый раз оказался.

Как проверено в поездке  на Соловки (www.zero25.narod.ru -«Соловки»), люди уже везде побывали и рассказали об этом в Интернете. На поиск «Вуокса» вываливается куча рыболовных ссылок, но это не для нас, мы не рыбаки, мы – чудаки (оставляю место для фантазий на эту же тему). После долгого поиска находим ребяток, которые сами разработали и прошли чудесный круговой маршрут на 90 км. на 5 дней. (Спасибо им огромное – громадная работа и четкие описания маршрута вплоть до стоянок). Цель поставлена.

Просчитались мы только в одном – в количестве желающих разделить наш энтузиазм. Сначала были обзвонены друзья. И какую же крамолу мы слышим?! Не хотим комаров, холодной воды, гребли, нужен душ и белый унитаз, пиво, водка, куча прочей чепухи, при этом не подумайте, что всем нам где-то к пятидесяти годам. Но какая бы идиотская идея не пришла в больную голову – всегда найдутся единомышленники. Согласился сразу только Макс, когда мы пообещали, что со своим новым дорогим навороченным фотоаппаратом он не заскучает там ни при каких обстоятельствах. К тому же он загорелся, нашел палатку, координаты лодочной станции, словом, включился в подготовку. Но трое – это мало. Продолжился обзвон дальних уже приятелей, и наш состав в пору было пополнять случайными знакомыми. Вдруг соглашается Антон, который сначала отказался. Решено! Едем вчетвером! Это минимально возможный количественный состав. Почти в последний день Макс уговаривает присоединиться к нам своего друга, заядлого рыбака Димку. Вот тут и пошли разночтения целей и задач. Рыбалку мы запланировали как активный досуг на стоянках на уровне песен под гитару и распития крепких спиртных напитков, а не как самоцель.

Старт. Дорога.

Старт намечен на раннее субботнее утро. Знаю, что хуже придумать трудно, но иначе никак не получалось, только в славные времена студенчества можно было ехать во вторник, а сейчас работа. Кстати из-за меня поехали не в июле, а 25 июня. Уже выезжая, услышали, что (надо было такому приключиться) в эти же выходные проходит «Вуокса-2005» в Лосево. Морально хоть успели подготовиться. Я, Андрей и Антон стартовали с дачи в Токсово, Макс с Димкой ехали впереди нас на машине. Штурмовали электричку чуть ли не размахивая туристским топориком, но все равно втиснулись лишь в тамбур. Первый час ехали себе спокойненько оживленные предстоящим, но позвонил Макс и сказал то, чего мы справедливо опасались – лодок нет нигде, ни в Коммунаре, ни в Кротово, ни в Беличьем. Просто счастье, что Димка на машине. Постоянно будучи на связи, мы знали обо всех их переездах на расстояния, которые просто не преодолеть пешком.

Маленькая ремарка о фестивале «Вуокса-2005». Проезжая Лосево, мы могли наблюдать это запоминающееся зрелище, сравнимое разве что с огромным цыганским табором. Палатки, люди и машины занимали абсолютно все пространство вдоль железной дороги, самые страдающие вбили колышки палаток прямо под рельсы. Как разводить там костры без угрозы спалить чужое пристанище я не могу себе представить. Вопрос с туалетом так же открыт. Плотность народонаселения как на кладбище – 1 человек на 1 м2.

Почти приехав в Мюллепельто мы получаем радостную весть – Макс нашел две лодки в Беличьем и они встречают нас на машине у станции. Йес!! Словно гора с плеч упала, далее наши планы ничто не могло нарушить, только усложнить, но мы не ищем легких путей. При погрузке в лодки с леденящим душу ужасом замечаем лодочный мотор. Итак, совершенно неспортивно, Димка не с нами. Человек приехал на рыбалку.

День первый.

Выходим из протоки и я, как штурман понимаю, что абсолютно не знаю, где мы находимся. Ехали-то на машине. На всякий случай запоминаю вход в протоку – огромный валун торчит из камышей на Т-образном водном перекрестке. Предполагаю по карте, где мы могли бы находиться, ориентируясь по береговой линии и компасу. Первая трудность. Мы купили полукилометровую карту, но сопоставить размер изгибов на карте с видимым размером пока мои мозги отказываются. Буду учиться. Примерное направление понятно и это уже хорошо. Я, Андрей и Антон идем на веслах, Макс с Димкой, взяв большую часть вещей, на моторе  мечутся между островками и камышами в поисках рыбы. Мои серые клеточки начинают закипать от количества неизвестных: скорость, расстояние, масштаб???? Поэтому, в какой точке карты находимся, знает кто угодно, кроме меня. Вот и первая остановка на обед. Теперь уже непередаваемый ужас на лице у Димки – мы взяли рыбные консервы. Тут же рассказывается добрая порция рыбацких баек, прибауток и примет, по которым сразу понятно - мы виновны. Быстренько расправившись с обедом, продолжаем движение. Солнышко светит, еда греет желудок, гребем неплохо мы все – удовольствие в полный рост. Начинаем понимать – вот он отпуск. Пройдя еще немного, решаем плюнуть на все заботы и делать стоянку. Придирчиво выбираем остров. Чтобы большой, но с открытой площадкой (комары будут сдуваться ветром), чтобы палатки поставить удобно и столовая-кухня была в отдалении, но лодки видеть. Выбрали, расположились. Прекрасная погода располагала к ничегонеделанию. Макс отбыл на фотосъемки, Антон нарыл червей и поплыл на рыбалку, Андрей с Димкой занялись разбором и установкой «квадратной удочки». Впервые с тех времен, когда начали ходить в поход, мы ощутили временность стоянки, ее однодневность. Ближе к вечеру, после немудреного ужина, Димку срочно вызывают в город. Тут и ливанул дождь. Срочно все вещи заталкиваются в палатку, полиэтиленом прикрывается наше убежище, а Димка, Макс и Антон поехали обратно. (Вот где пригодился мотор). На меня дождь действует однозначно – я проваливаюсь в спячку под мерную барабанную дробь капель. Макс с Антоном потом определили самый неприятный момент всего похода. Вдвоем в стене дождя гребли несчастные, замерзшие и промокшие к стоянке. Естественно, после такого стоит принять превентивные меры народного самолечения, чем они и занялись незамедлительно в сухой палатке. Правда выяснилась немаловажная деталь, стандартная палатка рассчитана на малорослых хоббитов типа меня (рост – 164 см.), пришлось им спать, высунув ноги в тамбур (рост – больше 190), что приятно обрадовало орду местных комаров.

День второй.

Итак, нас осталось четверо. Полностью боеспособный состав.

Утром, едва открыв глаза, я обеспокоилась вчерашней погодой. Напрасные заботы… Солнце светило словно и не было никакого ливня, только невымытая с вечера посуда наполнилась водой. Снятая сетка порадовала тремя рыбками, по поводу которых возник спор: что за рыба попалась? Потом уже определили, что это была сапа. Тогда же решили, что раз в наших местах нет ядовитых рыб, то на обед будет уха. Вечером мы предположили, что наша стоянка находится на острове Мотыга. Собравшись и погрузившись, мы тронулись, и тут же наши предположения подтвердились: больно интересная береговая линия. Далее я освоила соразмерение масштабов карты и видимой местности. Теперь можно и штурманом работать. Проходим несколько крупных островов, приближаемся к мысу Створному. Но Большая Вуокса так просто не отпускает. Небо затягивается тучами, поднимается ветер и, соответственно, волна, как следствие – дождь, мелкий и холодный. Грести в этой ситуации приятнее, греемся, таким образом, по очереди. Входим в русло и тут же обнаруживаем, что уровень воды сантиметров на тридцать ниже обычного. Это хорошо видно около берега. На больших валунах ровная линия мха выше поверхности воды. Мелко и на подводных камнях просто плантации ракушек. Чуть дальше обнаруживаем неуказанные на карте постройки, причем очень немаленькие. И это будет еще на всем протяжении нашего маршрута, картография затертого года. Видим и первую нелепость – на берегу стоит дорожный знак «Остановка запрещена». Это тоже оказалось не редкостью в дальнейшем. Начинается поселок Горы. Оба берега заросли скрюченными, покрытыми серой паутиной деревьями, нависающими над водной гладью. То ли лес Кощея Бессмертного, то ли глобальная экологическая катастрофа. Я догадалась, что это заболевшая черемуха, которую и в Питере-то не везде вырубили, но зрелище неприятное. Вот и мост, под которым можно спрятаться от мелкого дождя. Течение сильное, но посередине реки дедушка, несмотря ни на что, бросил якорь и ловит рыбешку. Мы с Андреем проплываем чуть дальше, а там и первый порог показывается. Макс с Антохой плотно обосновались под мостом и еще не знают, что испытания начинаются. Вернувшись к дедушке, узнаем, как лучше миновать препятствие. Тут подгребает наша вторая лодка. Над  водой раздается дикий крик: «Что за е.. твою м.. впереди?!!» (Это Макс так выражает свое удивление). Хотя мы и предупреждали о трудностях, но вот они уже рядом. Благоразумно раздеваемся до плавок-купальников, одеваем спецобувь (старые кроссовки), груз размещаем по возможности на дне и укрываем большими кусками полиэтилена. Начинается проводка через порог. Я перемещаюсь по берегу, готовая при первом же затруднении присоединиться к парням. Но втроем они вполне справляются. При проводке второй лодки сверху снова сыплет противный, почти ледяной дождь. Я отсиживаюсь в лодке, которая уже отдыхает. Когда впоследствии делились впечатлениями, то выяснилось, что парни не заметили ничего. Выброс адреналина в кровь беспрецедентно высокий. Борьба со стихией, которая легко сметает, приподнимает, ждет малейшей оплошности, отнимает все резервы организма, поэтому остальные внешние факторы, кроме водного потока, не воспринимались. Если бы хоть один из них ошибся, упустил свой край лодки, то двое уже не удержались бы на ногах. Но история не знает сослагательного наклонения. Точка возврата пройдена, нам уже не повернуть, остался лишь путь вперед.

На этом участке пути река делает много спокойных, ровных поворотов, течение чувствуется, но не мешает продвижению. После одного из изгибов мужское население оживляется и прихорашивается. Нам открывается прямо идиллическая картина. На спокойной водной глади покачивается лодочка, в ней же типичная молодая пейзанка с удочкой. Чем не сюжет для пасторальной картинки!

Уже какое-то время мы выбираем место для дневки, а если больно понравится, то и для ночевки. Но берега достаточно низкие и заросшие, кормить комаров не улыбается. Выплываем на большую воду и видим ряд островков, не очень больших, но кушать хочется все сильнее. Догребаем до острова Бычьего и с максимальной скоростью занимаемся ухой. Кто-то таскает дрова на костер, кто-то воду, я готовлю. Ушица получилась замечательная, хотя в тот момент сожрали бы любой теплый корм, завтрак был очень давно, а калорий потрачено уйма, особенно, если учесть наш неактивный обычно образ жизни.

Место для стоянки очень хорошее. Крутые берега, ровная, заросшая мелкой травкой лужайка на вершине холма, даже стационарные стол и скамейки. Вид открывается очень красивый, но нам не нравится удаленность лодок от палаток, и мы решаем грести дальше.

Решаем пройти Хвойное и поискать ночлег. Но не все так просто. Нас поджидают разрушенные финские мосты и, конечно, порог, правда, совсем маленький и очень живописный. По берегу расположилось много рыбаков разного возраста и пола, которые с огромным удовольствием наблюдают за нашими передвижениями. Снова лезем в воду, причем Макс поражает присутствующую публику чудными гномиками на своих семейниках. На этом пороге не столько намочились, сколько испачкались в донной грязище. Как бы там ни было, но мы выходим на следующий уровень. (На карте полукилометровке «Реки и озера Карельского перешейка» переход с 18 на 17 страницу.)

За поворотом видим замечательную заводь с оборудованной местными жителями купальней и даже вышкой. Вода прогрелась и мы устраиваем себе пляжный час. Еще пара поворотов и волевым решением останавливаемся на стоянку. Около нашего острова из воды вырастает замечательный камень, расколотый пополам. Сколько можно придумать баек о легендарных богатырях, которые рассекли его мечом!! Кладезь идей для увлекающихся жанром фэнтези. Мы взяли на себя смелость окрестить его Гром-Камень. Для начинающего фотографа Макса тоже вдохновенье. Закаты на Вуоксе, леса и камни, отражения облаков.

К этому моменту мы уже приноровились работать командой и разбивать лагерь максимально быстро. Все самое необходимое само оказалось соскирдовано в один пакет. Роли распределились следующим образом: сразу же после совместной разгрузки лодок Андрюха с Антоном выезжают ставить сеть, я и Макс собираем хворост, потом Макс полностью переключается на костер, я – на готовку, постановщики сетей, вернувшись, занимаются палатками и вещами. Через полчаса готово все, можно поесть и отдыхать.

Островок наш оказался непростым, оборудованным современной системой сигнализации, в виде чаячьего гнезда с птенцами. Как только лодка приближается поближе к чаятам, то озабоченные родители оглашают окрестности резкими криками. Причем чем ближе подплываешь, тем громче и настойчивее орут эти пернатые. Потом уже они начинают переходить к активным атакующим действиям, страшно, аж жуть. Ночь мы проспали спокойно – враг не приблизится незамеченным.

День третий.

Утро для меня началось с хорошего тычка под ребра. Кофе в палатку не принесли, а заставили садиться за весла и грести снимать сеть, потом готовить завтрак и собираться. Настроение не блеск, но ощущение полноценного отпуска появилось и разрослось. Радовали пройденные этапы, но самое главное – что ждет впереди!? Что за следующим поворотом? Справимся ли мы?

После достаточно протяженной однообразности, спокойной без резких поворотов и каких-либо особенностей местности видим цивилизацию – большие каменные здания. Определяем это как Мельниково. Достаточно сильное течение не позволяет расслабляться, грести надо постоянно. Хотя река в этом месте широкая, но перепад высот делает ее полноводной и мощной. Ряд плавных поворотов и неизрезанный берег чем-то напоминают спокойные реки средней полосы. Разглядывая местный быт, продвигаемся на несколько километров до автомобильного моста. Порадовало отсутствие порога под ним, поэтому решаем отдохнуть и подкрепиться, к тому же кончился хлеб, чай и безумно захотелось изысков (парням – пива, мне – бананов). Пока мы перекусываем, к нам приближается молодой человек, по виду рожденный и выросший в этом славном месте. Наши опасения по-поводу разборок за право занимать кусок берега не оправдались. Просто расспрашивает откуда идем и куда путь держим. Поделившись информацией, пытаемся выяснить наши ближайшие перспективы. При виде карты у парня начинается восторженная истерика, похоже, что он ее видит впервые в жизни, но на пальцах рассказывает, где порог, а также советует посетить церковь близ Васильево. Закончив ланч, перемещаемся на следующий уровень (по той же вышеупомянутой карте на страницу 30).

Мельниково со времен картографирования местности разрослось сильнее остальных поселков, поэтому вдоль берега новые постройки, по большей части богатые и зачастую очень красивые.

Добираемся до очередного порога. Как водится он под маленьким деревянным мостиком. Надо высадиться и произвести рекогносцировку. При высадке Антоха получает травму – выбил палец руки, поэтому в проводке участия принимать не может, но зато назначается фотокорреспондентом. В воду лезть никто не хочет и с криками: «Разве мы не инженеры?!!» начинаем придумывать велосипед. Сначала перетаскиваются все вещи, включая тяжеленные рыбины, затем по принципу тяни-удерживай-толкай проводим первую лодку. Под мостом приходится особо туго – и течение самое сильное, и расстояние от моста до воды чуть больше метра, да и тянуть там невозможно. Зато эта эпопея подробнейшим образом сфотографирована. Со второй лодкой дело пошло быстрее (все-таки какой-никакой опыт), но под мостом меня чуть не унесло к едрене фене – сказалась усталость, и руки уже сами разжимались. Но и этот этап позади, можно спокойно перекурить и смотреть вперед.

Время неумолимо приближается к вечеру, и хотелось уже отплыть от даров цивилизации, найти стоянку и отдыхать. Тут можно сделать отступление и сказать, что стоянки мы продумали неграмотно, каждый раз их приходилось долго искать, и поэтому, в день проходился больший километраж, нежели мы рассчитывали сидя дома, да и кушали мы реже. Но и останавливаться где попало, тоже не хотелось, стоянка, по нашему мнению, должна быть вдали от людей, в не очень низком месте, чтобы дрова поблизости находились, чтобы две палатки встали и лодки поблизости от них.

Вплываем в заросли тростника. Береговой линии не видно, но судоходная тропа только одна, выкошенная местными жителями на ширину размаха весел. Течение очень сильное и усилия при гребле надо прилагать существенные, иначе разворачивает и относит назад.

Миновав эти джунгли, выплываем к коттеджному поселку. Порядка десяти участков совместными усилиями превратили российскую глубинку в образцово-показательный поселок. Набережная выложена булыжниками, ими же укреплен берег, деревянные баньки размером с трехкомнатную квартиру, имеющие собственный спуск к реке, соответственно, коттеджи по лучшим западным образцам и радостно зеленеющая газонная травка, выписанная, похоже, из самой Англии. Просто зависть разбирает, чтоб я так жил. В зарослях мы слегка отстали от лодки Макса и Антохи, когда же выбрались к описанному выше райскому уголку, то первое что увидели на аккуратно подстриженном газоне два огромных белоснежных гуся, стоящих неподвижно. Я, грешным делом, подумала, что это скульптуры, но, когда птицы зашевелились, издала неприличный вопль: «Гуси!!». Оказалось, что, проплывая за минуту до нас мимо этой сладкой парочки, то же самое и также дико выкрикнул Антон. Мы, городские жители, чуть ли не впервые в жизни видели живых гусей, поэтому такую детскую радость нам можно и простить.

Дальше берега, к нашему сожалению, низкие и заросшие, стоянки просто не найти. В результате кидаем кости на первом попавшемся ровном месте. Правда в болоте, но желудки уже бунтовали, сил на поиски не осталось. Готовлю замечательное походное блюдо из пшенки, тушенки, картошки, чеснока, зелени и лука. При варке оно разбухает и становится очень калорийным, пробовали готовить его дома, но больше двух ложек не влезает. Называется сей продукт кулинарии кулешом. Сготовила еще кисель из брикета – незаменимая в походе вещь. Всё вместе окрестили при поедании пищевым экстазом. Более точного выражения душевного состояния сложно придумать. После такого чревоугодия мы могли только в ближайшей заводинке закидывать удочки, не особо надеясь на какой-либо результат.

День четвертый.

Утро ничем не отличалось от предыдущего. Единственное что грело душу – сегодня будет поворот к дому и дивной красоты церковь, да и втянулись в ритм, руки просятся на весла. Решаем идти до церкви в любом случае, даже если она после Васильево, потом вернуться к развилке и продолжить путь.

Как обычно, проплыв метров четыреста, видим несколько изумительных стоянок, до которых из-за недостатка сил не догреблись вечером. Сожалений нет – переночевали и ладно. Находим развилку, она помечена сразу несколькими дорожными знаками, но плывем дальше.

Церковь видим издалека – храм просто возносится из воды, сначала кажется, что даже фундамента нет, только водная гладь. Естественно останавливаемся, чтобы все облазить и сфотографировать. Зрелище потрясающее со всех точек.  На огромном доисторическом валуне человеческими руками даже не построено, а создано Чудо. Именно с большой буквы. На берегу протоптана дорога, на которой находим щит с названием: «Православный храм Андрея Первозванного на Вуоксе». Ради этого стоило пройти несколько километров. Под впечатлением от увиденного отправляемся обратно к развилке.

Сразу понимаем, что скорость передвижения резко сократилась. Очень мелко и подводные камни со всех сторон, только и успеваешь уворачиваться. Наша лодка загружена равномерно и не имеет дифферента, а вот у парней существенный дифферент на корму по всем правилам продвижения на весельной лодке. Я весь путь сокрушалась, что мы неправильно грузим вещи, что надо их перенести в корму, но настал момент, когда это только помешало бы. Наша ровненькая загрузка почти не давала осадки, и мы проскакивали над большинством подводных препятствий, а Антон с Максом застревали и приходилось раскачивать лодку, чтобы слезть с мели. После ряда расширений и узкостей мы выплыли в заводь. Создается ощущение, что второго выхода из нее нет. На меня, как на штурмана, начинают бросать косые взгляды, кто-то завел шарманку: «Давайте отрежем Сусанину ноги». Доходим до конца заводинки и за кустом видим проход.

Новое испытание, которого мы просто не ожидали. Катались когда-нибудь на американских горках? Занимались рафтингом? Мы тоже нет. А пришлось. Почти горная речка, крутые повороты, мелко и камни, камни, камни. Пришлось обоим встать с веслами и отталкивать лодку с носа и кормы одновременно. Примерно так представляла себе гондольеров. Темп бешеный, адреналин фонтанирует, ветки бьют по лицу, зато грести не надо. Преодолеваем с огромной скоростью этот участок и понимаем, что сориентироваться в этой гонке не удалось, и где мы находимся, даже не представляем. Но по карте видно, что никаких ответвлений и развилок нет, поэтому продолжаем движение.

По берегам темный ельник, бурелом, все заросло мхом, просто жилище Бабы-Яги какое-то. Речка стала совсем узкая, кое-где весла цепляются за берег. Вокруг кувшинки, сухие ветки торчат из воды, мне кажется, что нога человека не ступала по этим краям ни разу. Понятное дело, что, как и на большинстве участков нашего пути, ни один сотовый оператор не подает признаков жизни. Сгинуть очень просто – отошел за елку и будешь съеден серым волком. Жутковатое местечко.

Добираемся до порога. Дорога с двух сторон подходит к берегу. Финская каменка из ровных круглых булыжников. И мост тут когда-то был. От него остались основания из обтесанных валунов. Присутствие человека в настоящее время отмечается свежими лагами, побросанными в порог.

После осмотра решаем проводить лодки, одерживая с двух берегов веревками. Поэтому разъезжаемся по разным берегам и начинаем вытаскивать все, что только возможно, чтобы по максимуму облегчить лодки. Несмотря на лаги, наблюдается перепад воды около метра и лодку, даже пустую, удержать будет сложно. Как назло только разгрузились – начался ливень. И надо же такому случиться, что лодки перепутались: наши вещи на другом берегу, а рядышком – чужое добро. И сигареты мы разные курим… Тут и начинается неприцельное метание нужного и полезного через реку. А под ногами мокрые валуны и комарье, словно озверевшее на свежее мяско нападает, прицел сбивает. Только размахнешься – как всадит жало в нежные места. После дождя перетаскиваем лодки. Это оказалось совсем быстро и просто, то ли опыт появился, то ли порог простенький. Тихо радуемся тому, что идем не в обратную сторону – втаскивать лодку намного тяжелее бы пришлось. Грузим вещи и отплываем в заводь, дабы согреться спиртным. Заводинка с осокой и кувшинками, огромные темные ели нависают над водой, две лодки сцеплены (коньячок в пластмассовых кружечках, лимончик – все дела). Просто пейзаж Васнецова.

Через некоторое время местность понижается, и мы вплываем в заросли ивняка. Именно так по телевизору показывают мангровые заросли. Деревья растут из воды, ветки почти перегораживают дорогу, иногда даже веслами трудно работать. Солнышко греет и добавляет нереальности. Кажется, что мы давно заблудились и находимся не на Вуоксе, а где-то в тропиках.

Немного не доплывая до Быково, решаем делать привал, и, почти сразу, находим чудесное место для стоянки. Поляна, заросшая приятной травкой, на которой можно разместить десяток палаток, кострище, сколоченный стол и скамьи, все это на возвышенности, но в пределах видимости от лодок и мусор аккуратно убран. Самая лучшая наша стоянка. Трава примята, будто люди только уехали. Сразу же находим маленький крепенький подосиновик на месте палатки и Антон называет его гриб-подпалаточник. Несколько грибов (сыроежек) взяли с утра с собой, еще несколько нашли, суп грибной из пакетиков добавили, картошка, морковка, лук – получилась грибная солянка.

Вечером мы поняли, что, возможно, это последняя ночевка и оторвались по-полной. Уничтожали запасы спиртного, пели под гитару, стреляли из пневматических пистолетов. Возможно, просто привыкли к режиму лодочного похода и не так устали к вечеру, чтобы просто пожрать и упасть лицом вниз.

Долго смеялись над группой туристов. Впереди инструктор на байде (единственный экземпляр), далее три или четыре лодки, полностью перегруженные вещами, детьми, собаками и преимущественно лицами женского пола. Гребли, правда, мужчины, но делали это как в парке Победы, медленно и неумело. Шла эта группа против нашего маршрута, и деваться ей особо было некуда, только к порогу. Мы себе так и не представили, как они будут его проходить, как пойдут против сильного течения по камням. Их дело, но я бы ни за какие деньги не пошла в такой компании. Просто жизненно необходимо чувствовать уверенное плечо рядом с собой, знать, что человек надежен, не будет ныть и раздражать тебя своим присутствием. Как раньше говорили: «С ним можно идти в разведку».

День пятый.

Утром закончился хлеб, масло и остался на один день сигаретный запас. Надо было что-то решать, поэтому решили затариться в Быково, посмотреть на погоду, на настроение и, возможно, остаться еще на денек, выйдя в Большую Вуоксу к островам.

Направление движения выяснили по вечерним туристам (откуда-то они плыли). Берег очень сильно зарос тростником, поэтому ориентиров никаких нет, береговой линии не видно абсолютно. Обогнув очередной островок, мы увидели местного рыбака. Макс тут же предложил «поймать и допросить аборигена». Вообще-то этот способ ориентирования на местности Макс считает единственно правильным и в чем-то он прав, только что же делать, когда местность безжизненна? Подплываем и пытаемся разузнать о цивилизации.

- Здрасте, далеко ли до Быково?

- Да вот тропка в тростнике прорублена, плывите до конца.

- А есть ли там ларечек с продуктами или хотя бы сигаретами?

- Не, ничего нет.

- А в Беличьем?

- Там тоже ничего.

- А где же вы затариваетесь?

- В Коммунар или в Мельниково едем.

- Ну, спасибо на добром слове.

Не сильно поверив, решаем плыть до Беличего, там пытаться раздобыть продукты.

Плывем вдоль тростниковых зарослей, наслаждаясь тихой погодой без дождя. В результате выясняется, что в нужном нам направлении только тупиковые заводи, которые заканчиваются буреломами. Не сильно паникуя, констатируем факт, что мы заблудились, но пока есть надежда, что основное течение здесь сильно изгибается. По правилу левой руки (все время держимся левого края тростников) обплываем периметр большого плеса. В результате видим сильно знакомую стоянку, которая нам так понравилась. Вот тут-то и приходится держать Большой Совет. Бросаем весла посередине пролива, закуриваем и по очереди пялимся в карту. Это ничего не дает, сходимся на мнении, что правильно выбирали направление, да и туристы плыли оттуда, но почему-то мы заплывали в тупики. Предложение Макса «поймать того аборигена с удочкой и допросить его получше» единственное реальное. Тут же родился прикол, подплыть к мужичку и в точности попытаться повторить наш диалог, и лишь в самом конце спросить о дороге в Беличье. Представляя все это, ржали как кони, но скорее это был слегка нервный юмор.

Потеряв около часа, по второму разу огибаем остров, но рыбак уже ушел. Четко выдерживая направление, видим еще двух аборигенов на лодке. Подплываем. По правилам хорошего тона недолго говорим о рыбалке, о погоде, потом уже о том, как попасть в это несчастное Беличье. Всех разбирает жуткое любопытство, где же мы лажанулись. Оказывается, увидев какой-то определенный покосившийся домик, надо развернуться носом прямо на него и ломануться через тростник, там и будет прорубленная дорога к Беличьему. Да, на карте этого нет, тростники не указаны.

Четко соблюдая инструкции, выгребаем в подзаросшую протоку. На спокойной воде плавают водоросли и огромное количество белых лилий. Попытка сфотографировать их не удается. У Макса кончилась пленка, у нас сели аккумуляторы. С фотографиями закончено. Кстати, протока в нескольких местах от края до края перегорожена не сильно замаскированными сетками.

В этих местах все берега заросли больше или меньше, даже огромный плес почти полностью зарос тростниками. С другой стороны ориентироваться почти не приходится, дорога-то одна, единственная сложность в слаженных действиях, один командует повороты, другой, который гребет, быстро и без раздумий выполняет команды, иначе лодка прижимается к тростникам, весла путаются в водорослях. По пути видим еще одну группу туристов-авантюристов с детьми и собаками. И эти туда же… Так доплываем в режиме марш-броска до моста в Беличьем. Выход на последний уровень (возврат к странице 18).

К этому моменту мы уже решили выбираться и уезжать. Продуктов не раздобыли, поднялся сильный ветер, поэтому делаем последний привал на одном из попавшихся островов, чуть ли не посередине Беличьего. Надо уничтожить как можно больше продуктов, дабы не тащить все обратно. Суп из пакетиков с добавлением двух банок тушенки, картофеля, моркови и лука, макароны с двумя банками тушенки и луком, конечно же остатки спиртного (как все это не промыть) и чай. Обжираемся до колик, после такого только и поваляться на травке. Неторопливо собираемся насовсем, перетряхиваем все вещи, чтобы упаковаться для обратной дороги. Антон сообщает, что на последней стоянке оставил пистолет (вот она нас и не отпускала). Пожалуй, это единственная потеря за весь путь. Без особой спешки отплываем.

Но не так все просто, как казалось. Во-первых, мы так и не знаем, где мы выплывали. Если вспомнить, то ориентиров тогда не взяли, место на карте только примерно можно определить. Будем искать. Во-вторых, почти сразу после отплытия, загребаем в тростники и тупиковую заводь. Опять приходится методично плыть вдоль берега, по правилу левой руки. Но тут уже выход находим без посторонней помощи и за поворотом видим просторы Большой Вуоксы. Понятное дело, все оживляются, взоры направлены только вперед, ура, ура! Вдруг Андрюха, засмотревшись, делает гребок в другую сторону, и я вижу тот самый валун, который засекла в самом начале пути, когда выбирались из протоки. Раздается мой радостный вопль, все меняем направление движения и входим в финишную кривую.

Финиш.

А дальше все срослось просто замечательно. Хозяин лодки соглашается подбросить нас со всем барахлом до станции и даже заезжает в магазин за пивом и сигаретами. После этого на вопрос, сколько мы должны, получаем застенчивый ответ, что все для клиентов, приезжайте еще… Загружаемся в электричку. Единственная сложность – люди, много людей, даже слишком много людей (как сказал Макс: «Смотри, Антоха, тут еще женщины есть, кроме Машки!»). Мы отвыкли от суеты, от мельтешения толпы. Казалось, что везде в этом мире размеренно и спокойно течет жизнь. Да, вот такая компания мизантропов собралась.

А еще позже была встреча нас чуть ли не с красными ковровыми дорожками, хотелось рассказать всем и обо всем разом, нормальная ЖАРЕНАЯ еда, разные вкусности, типа печенья-варенья-пива-молока, которых мы были лишены. Но еще неделю мы привыкали к количеству окружающих нас людей (особенно в метро). Да, вот такая компания мизантропов собралась.

И, конечно, только приехав и поостыв от насыщенного отдыха, мы начали строить планы на отдых на следующий год и на еще пару лет. Хочется побывать на Ладоге на яхте (поход дней на 7 по северному побережью Ладоги), пройтись на байдах от Приозерска до Выборга… Да много еще чего можно придумать, главное, есть уже единомышленники, которые не подведут.